Выставка «Портрет и натюрморт. Сближение» открылась в Сосновом Бору
Издалека кажется, что нарисованы обычные груши. Но если присмотреться, то видно мужское лицо. Выставка «Портрет и натюрморт. Сближение» открылась в Сосновом Бору. В экспозиции представлено 60 картин, и на каждой работе прослеживается слияние двух жанров живописи.
Эта выставка является в какой-то степени образовательным проектом, потому что здесь фонд Сосновоборского музея, они постоянно пополнялись в позднее советское время. Здесь много отсылок ко всему искусству XX века.
Сергей Шитов, куратор выставки
Натюрморт в переводе с французского «мертвая натура». В русском искусстве этот жанр официально появился в начале XVIII века. Портрет же более раннее направление, распространен стал в XVII веке. Только с конца прошлого столетия художники стали сближать портрет с натюрмортом: предметы начали оживать, а человек потерял свою сущность.
Для предыдущих эпох до XVI − XVII веков вещь сама по себе была не интересна, их не писали. Соответственно, XX век — это окончание эпохи модерна, когда такие идеи сформировались у Канта, они получают некое свое завершение.
Сергей Шитов, куратор выставки
Этот период искусствоведы называют еще временем трансформации. Когда портрет соединяется с натюрмортом, изображения раскрывают образ героя. Картина Анатолия Кузнецова «Летний месяц июнь» заставляет зрителей фантазировать. Здесь человек и предмет становятся единым целым.
Женщина пытается скрыться за занавеской, она там переодевается, или что-то ее застало, то есть это даже не в чистом виде портрет и натюрморт. Приятное сочетание цветов.
Елена Тарасенко, зритель
Полотно Сергея Друзьяка «На троне» не оставляет равнодушным никого. Автор играет с чувствами зрителя. На холсте нарисован человек, но он сливается со своим троном и продолжает бороться. В руках символ воина — меч. Главный акцент картины сделан на цветовой палитре.
Это в первую очередь аллюзия к Френсису Бэкону. К его картинкам, связанными с историческими личностями. Картина «На троне» отсылает нас к некой истории, она показывает в том числе человека, который перестает быть человеком.
Анастасия Коновалова, искусствовед
Почерк азербайджанского художника Баби Бадалова запоминают с первого взгляда. Его картина «Кружева» очаровывает своей детализацией. А рядом полотно Ольги Азавой «Натюрморт с кружевным воротничком», и это не случайно: картины перекликаются и ведут зрителя по одной смысловой линии.
У нее еще есть кружевной воротник на одежде. И вот как раз рядом портрет Баби Бадалова. Портрет потому, что действительно здесь кружевной воротник становится портретом. Такое взаимодействие картин создает гармонию между полотнами совершенно разных мастеров и разных жанров.
Анастасия Коновалова, искусствовед
Экспозицию нельзя назвать классической. В каждом полотне есть скрытый смысл, и его посетители сформируют сами.
Соприкасаясь с произведением искусства, мы получаем наслаждение. Это прежде всего, это очень важно. Любое произведение искусства, его такая особенность заключается в том, что для человека, если он соприкоснулся с произведением, он не может стать прежним.
Сергей Шитов, куратор выставки
Любители живописи смогут посетить экспозицию «Портрет и натюрморт. Сближение» до 27 мая.