В Пушкине завершается реставрация залов Зубовского флигеля Екатерининского дворца
Бартоломео Растрелли в XVIII веке спроектировал Екатерининский дворец. Теперь его собственный портрет воссоздали тут же — в Царскосельской янтарной мастерской.
Видите, цвета какие? Что-то крашеное, что-то даже не трогали. Белые, светлые куски. Ну, лицо, безусловно, колорировали полностью.
Константин Иванов, заместитель директора по производству в янтарной области «Царскосельской янтарной мастерской»
Портрет из янтарной мозаики создавали больше для души. Основная же работа мастера заключается в реставрации дворца.
Янтарные изделия в виде шкатулок, ларцов каких-то мелких, мелкой пластики сохранились, потому что они были вывезены. Они требуют реставрации, потому что всем этим изделиям уже очень много лет.
Константин Иванов, заместитель директора по производству в янтарной области «Царскосельской янтарной мастерской»
Отправная точка, с которой мастерская начала свою работу, — воссоздание Янтарной комнаты. После успешной ее сдачи мастера приступили к работе над Агатовыми комнатами, церковью Воскресения Христова, Лионским залом.
Сейчас мы занимаемся еще очень большим, серьезным, самым крупным нашим проектом, который в нашей жизни существовал, — это воссоздание личных комнат Екатерины Второй. Восемь интерьеров одновременно.
Борис Игдалов, директор «Царскосельской янтарной мастерской» художник-реставратор высшей категории
При этом каждый интерьер со своим декором. Воссоздание лепного, например, начинается с тщательного изучения чертежей. На первых этапах реставраторы работают с мягкими материалами — пластилиновой массой.
Будем согласовывать высоты. Этих сегментов будет потом восемь частей. Переводиться будет потом в гипс. Гипс дорабатывается. Делается еще одна форма чистовая. На самом деле, мы бойцы невидимого фронта. Нашу работу обычно не видят, видят работу окончательную позолотчиков, художников. Когда приходят, а всё уже собрано.
Людмила Белая, реставратор, лепщик «Царскосельской янтарной мастерской»
Мастера, работающие с позолотой, действительно придают интерьерному элементу совершенно иной вид. Правда, перед началом ювелирной работы нужно создать рельеф, подшкурить, убрать все неровности.
Вот так вот. Потом вот эти же детали покрываем спиртовым лаком. Специальным. Потом начинается процесс золочения, наносится на масляный раствор. Кисточкой аккуратненько расправляем, чтобы все вот кусочки попали вот сюда.
Это только крошечная часть реставрационных работ, проведенных с 2019 года. Помимо этого, мастера работали над плафонной живописью, паркетами, стеклом, мраморным камнем. Оценить всё своими глазами посетители смогут уже в августе этого года.