В Манеже показали работы 65 скульпторов
В Манеже открылась межмузейная художественная выставка «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева». Экспозиция, которую готовили три года, собрала 150 работ 65 скульпторов.
Проект подготовлен Манежем и Русским музеем в партнерстве с Эрмитажем и Третьяковской галереей. Проведение выставки поддержал комитет по культуре Санкт-Петербурга, участие также приняли Мариинский театр, Санкт-Петербургская Академия Художеств, 32 ведущих музея России и автономная некоммерческая организация по развитию искусства и культуры «Свободные художники».
В основе проекта лежит масштабное научное исследование, длившееся более двух лет, цель которого заключается в возможности показать зрителю редкие и особо значимые для отечественного искусства скульптурные произведения второй половины XVIII-начала XX вв.
Елизавета Павлычева, куратор проекта, заведующая выставочным отделом ЦВЗ «Манеж»
В экспозицию вошли не только признанные шедевры, но и произведения, которые ранее практически не выставлялись. Именно благодаря этой выставке они вольются в историю русской скульптуры. Этому поможет фундаментальный научный каталог, в иллюстративный ряд которого включена не только станковая, но и монументальная скульптура, и по сей день украшающая Санкт-Петербург.
Елена Карпова, заведующая отделом скульптуры Русского музея
Особенность проекта в том, что в пространстве Манежа на этот раз встречаются скульптура и опера. Архитектурное решение проекта предусматривает трансформацию зала в прообраз нескольких императорских театров. Так, например, пространство аванзала превратится в театральное фойе, в котором слышны звуки настройки оркестра. Первый этаж стал аллегорией исторических мировых сцен. Второй этаж – прообраз закулисья театра. Перемещаясь из одного пространства в другое, посетители выставки смогут познакомиться с творчеством крупнейших мастеров русской классической скульптуры под звучание оперных арий той эпохи.
Наполнение пространства оперным звучанием формирует дополнительное измерение и позволяет под иным углом взглянуть на красоту и эстетическую самодостаточность такого направления искусства, как скульптура.
Мы просто даем работам новый язык общения со зрителем. Даём им «право голоса». При этом осознавая, что попытка проникновения одного в другое ведёт либо к умножению красоты и содержания, либо к неминуемой пошлости. Идея заключалась в том, чтобы зритель мог будто перешагнуть через оркестровую яму во время оперного спектакля и оказаться в центре застывшей мизансцены, где каждый герой скульптуры исполняет свою оперную партию и помещён в обстоятельства согласно либретто и музыкальной драматургии. Где зритель способен, приблизившись, выделить для себя из общего ансамбля любого героя, слышать и рассматривать только его, перемещаясь по сцене и закулисью.
Василий Бархатов, оперный режиссер
Выставка продлится до середины мая 2021 года.