В Кунсткамере открыли обновленную экспозицию Николаевского зала
Довольно сложно, но в целом не сложнее, чем другие наши предметы, которые у нас в работе.
Дмитрий Волжин только начинает свой путь в реставрационном деле. Ему повезло: первым проектом стало обновление Николаевского зала — здесь было много работы. Многие предметы в разные времена привозили коллекционеры и часто даже не просили денег за них.
Это торана, это ворота, которые в буддизме имеют благопожелательный символ, поэтому и в Японии, и в Индии этих торан в храмовых помещениях достаточно много, и все эти миллионы посетителей, которые прошли через наш музей, они в Индию вошли через ворота, привезенные Михаилом Степановичем Андреевым.
Елена Соболева, старший научный сотрудник отдела южной и юго-западной Азии МАЭ РАН
Это не единственный коллекционер, чьи артефакты вошли в выставку.
Здесь представлены и коллекции собирателей супругов Александра Михайловича и Людмилы Александровны Мерварт. Они в 1914-18 годах посетили Индию и Цейлон — теперь это называется Шри-Ланка — и привезли огромную коллекцию, более 10 тысяч экспонатов, как предметы, так и иллюстративные материалы. И теперь эти предметы выставлены на нашей экспозиции.
Ольга Меренкова, научный сотрудник отдела южной и юго-западной Азии МАЭ РАН
Экспозиция, посвященная Индии, уже была в Кунсткамере. В обновленную выставку вошло около 500 новых экспонатов. Николаевский зал стал самым подходящим местом.
Мы посмотрели на Индию глазами цесаревича Николая, а также исследователей. Чем богата Кунсткамера? Исследовательским взглядом — это Мерварты — и, как выясняется, царским взглядом. Это Николай Александрович, который в ходе своего путешествия на Восток больше месяца, почти два, если приплюсовать к Индии еще и Цейлон, был в Южной Азии.
Андрей Головнёв, директор Музея антропологии и этнографии РАН
Открытие выставки стало международным: выступили генеральный консул Индии Кумар Гаурав и чрезвычайный и полномочный посол Шри-Ланки Пакир Мохидин Амза. Гости подчеркнули тесную связь между нашими странами.
В 18 веке, даже до того, связь между людьми наших стран процветала. Я думаю, сейчас подходящий момент, чтобы вспомнить историю и с помощью выставки увидеть связь между регионами.
Пакир Мохидин Амза, посол Шри-Ланки в России
Перед открытием обновленной выставки зажгли традиционный индийский светильник дия — его применяют в индуизме, буддизме и других верованиях. Вообще он масляный, но в зале музея так делать опасно, поэтому свечки имитированные. Тем не менее они приносят удачу.
Кунсткамера — старейший музей России, ему уже больше трех веков. Сейчас он переживает перемены.
То, что мы затеяли, это, с одной стороны, возвращение к лучшим образцам того, что за 300 лет Кунсткамера добилась и что она пережила, в том числе и в своих экспозициях. У нас ведь больше миллиона экспонатов.
Андрей Головнёв, директор Музея антропологии и этнографии РАН
Следующим ре-экспозиция настигнет Ломоносовский зал, а уже 6 декабря в Приморском районе Санкт-Петербурга откроет свои двери новое здание Кунсткамеры. Это будет научно-хранительский корпус, его площадь в 10 раз превысит сегодняшние возможности детища Петра I.