Малая Дорога жизни: специальный репортаж ЛенТВ24
Обо всем подробнее рассказала корреспондент ЛенТВ24 Лена Петревска.
Этот ледовый путь стал спасением для осаждённого Ленинграда.
Уже в первые дни блокады в городе принаняли решение создать
трассу для прохода техники по Финскому заливу и обеспечить
эвакуацию граждан, а так же доставку боеприпасов, продовольствия, и
переброску войск через остров Котлин в Ораниенбаум.
Вот здесь, на смотровой площадке дамбы мы близко подошли к той самой ледовой трассе. Это 25 километров, от северного берега залива до Кронштадта, а далее туда, на Ораниенбаумский плацдарм. Минуя два фарватера, мимо фортов, на которых стояли зенитные орудия.
Лена Петревска, корреспондент
Северная трасса номер один начиналась у посёлков Лисий нос и
Горская и заканчивалась в районе казарм Кронштадта. Как
напоминание здесь установлен памятный, - противотанковый ёж.
Трасса номер два, южная , шла от пристани рядом фортом
Константин до Старой и Новой Ижоры. Обслуживали проход техники
и её ремонт три отряда ледово-дорожной службы. Ориентируясь так
называемые, проблесковые огни, которые указывали путь, машины
шли по льду мимо промоин от разорвавшихся снарядов.
Были сторожевые посты, которые позволяли быстро контролировать общую ситуацию, и например, организовывать проезд с помощью наведённых мостов, мимо образованных трещин, утонувших машин. Таких в первые недели оказалось около сотни.
Евгений Кобчиков, доцент по военной истории
Тому, как была организована Малая дорога жизни, посвящена
выставка в Музее истории Кронштадта. Правила движения по трассе
разрабатывались совместно с учёными - гидрографами. Здесь были
свои тонкости - в Финском заливе вода не пресная и замерзает хуже чем в Ладоге. К тому же, маршруты по льду постоянно приходилось
менять из-за обстрелов. Скорость на ледовой дороге не более 40
километров в час, расстояние между машинами 100 метров. Движение
началось 21 декабря, когда толщина льда Финского залива достигла
10 сантиметров.
К середине декабря танки могла перебрасывать. Всего за зиму было переброшено 50 тысяч машин от 1, 5 до 5 тысяч тонн и 110 тысяч человек, в том числе и эвакуировано, 460 тысяч военных.
Евгений Кобчиков, доцент по военной истории
Через Кронштадт следовало всё необходимое для поддержки
Ораниенбаумского плацдарма. При этом в самом городе продолжал
работать Морской завод. В блокаду на нём не только ремонтируют, но
и строят корабли для балтийского флота. Завод был одной из главных
целей вражеской авиации. Город постоянно бомбили. Тысячи человек
гражданского населения успели эвакуировать по ледовой трассе в
Ленинград, а далее по Ладоге - на большую землю. Те, кто не смог
уехать оказался ещё в худших условиях, чем жители осаждённого
города.
Моя свекровь работала в сто время на хлебозаводе и приходилось малюсенькие кусочки хлеба выносить нелегально, чтобы кормить детей.
Ольга Андреева, житель Кронштадта
В начале войны население Кронштадта - 40 тысяч человек, зимой
44-го чуть больше 9 тысяч. Если не было сил довести тело до морга -
его оставляли на льду финского залива. Это называлось морским
кладбищем. В большинстве случаев причиной смерти был голод. В
начале блокады Кронштадт отдал свои запасы Ленинграду. В город на
Неве с военных складов было отправлено более 2 тысяч тонн
продовольствия.
Это касалось продовольствия, которое здесь осталось для горожан и поэтому блокадный паёк здесь был ещё меньше, чем в Ленинграде, о чём у нас, к сожалению не знают. Дети получали у нас не 125. а 100 граммов хлеба в самые жуткие месяцы зимы 41, 42 года.
Евгений Кобчиков, доцент по военной истории
Через город поступает снабжение боеприпасами и
продовольствием и на форты Кронштадта. Они выполняли роль
брони, ограждая подступы к ледовой трассе с севера и юга Финского
залива. Форт Милютин превращён военный склад. На остальных
установлены зенитные орудия, которые вели непрерывный бой по
вражеской авиации, постоянно наносившей удары по Кронштадту и
Ораниенбаумскому плацдарму.
Как рассказывали ветераны, это был по сути ад. Примерно знаю историю, - стояли зенитки на форте Павел, разбитыми. Представляете, мороз, зима, плохое обеспечение. Приходилось голодать.
Андрей Чебукин, директор Музея макета фортов
Ораниенбаумский плацдарм - это 60 километров по южному берегу
Финского залива и 25 километров в глубину. За ним линия фронта.
Ледовая трасса связывала плацдарм с Ленинградом. Только по ней
возможно поступление продовольствия, вооружения и войск. И по ней
же эвакуируют спасающиеся бегством население прилегающих к
Ораниенбауму сел.
За зиму 41-42 года дважды прерывалось снабжение, из-за непогоду нельзя было доставить продовольствие, на форту был голод. Поэтому моряки ижорского сектора, в который входили форты Красная горка и серая лошадь, самое непосредственное участие приняли в создании Ледовой дороги жизни. Они жизненно от неё зависели. Её надо было поддерживать в течении года.
Александр Сенотрусов, хранитель Форта Красная горка
Форт Красная горка - сердце Ораниенбаумского плацдарма. Отсюда
наносились основные удары по противнику. И именно сюда по Малой
дороге жизни было доставлено вооружение, среди прочего 12
дюймовые орудия, с дальностью стрельбы до 42 километров. На
ремонт их тоже вывозили по ледовой трассе.
Посмотрим на карту и увидим маленькую надпись Тайменгот. Это выше находится Большая Ижора, здесь в ноябре-декабре будет размещена 2-я ударная армия, прибывшая с Волховского фронта, через Кронштадт. Они здесь тренируются.
Александр Сенотрусов, хранитель Форта Красная горка
Перекинутая по Ледовой трассе на Ораниенбаумском плацдарме 2-я ударная армия готовилась к наступлению в течении 2 месяцев и в ходе операции Январский гром смогла соединится с силами 42 армии, выступившей с Пулковских высот.
27 января 1944 года блокада
Ленинграда была снята. Малая дорога жизни выполнила свою задачу.