В Эрмитаже отреставрируют портреты женщин Императорского двора
Первый результат такой
консолидации искусства и бизнеса уже представили на суд публики. Корреспондент Лена Петревска рассказала подробнее.
Портрет императрицы Марии Фёдоровны (супруги императора Павла
Первого) самая масштабная работа известной французской
художницы Элизабет Виже-Лебрен. Перед Великой Отечественной он
был увезён в эвакуацию, а когда вернулся, то 70 лет пролежал в
запасниках, закатанным на вал.
Это такая, деревянная конструкция, круглая которая бывает с такими приспособлениями , чтобы их было легче катать. Вот собственно, здесь вы видите даже наш такой валэкспонат, который когда мы размотали, то нашли что он обклеен газетами 1936 года.
Андрей Цветков, художник-реставратор I категории Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа
Теперь, словно в благодарность за освобождение картина открывает
реставраторам свои секреты. Исследуя полотно в ультрафиолетовых
лучах мастера определили - Виже-Лебрен не сразу нашла
выигрышный жест для императрицы, руку переписывала 4 раза.
Картина меняла подрамник и, следовательно, размер, и
реставрировалось в 60-х годах 19 века.
В процессе раскрытия мы выявляли присутствие поздних записей. Видите, насколько авторский слой с выровненным лаком, отличается от слоя поздних вмешательств.
Андрей Цветков, художник-реставратор I категории Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа
Задача реставраторов: вернуть картине вид, максимально
приближенный к первоначальному, что был создан французской
художницей. Впрочем,
портрет Марии Фёдоровны - вторая реставрация проекта. Первой стал
потрет императрицы Екатерины II кисти Пьера-Этьена Фальконе, -
сына создателя памятника Петру Первому, - Этьена Мориса Фальконе.
Когда картину осматривали и составляли программу работ, то решено было очень тщательно укрепить её по всей поверхности, потому что живопись отставала от грунта в виде приподнятостей. Это было структурное е разрушение, которое надо было хорошо зафиксировать и отпрессовать. И это процесс занял несколько месяцев.
Алексей Никольский, художник-реставратор высшей категории Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа
В процессе реставрации портрет Екатерины Второй тоже преподнёс
сюрпризы. Оказалось, он написан поверх незавершённой картины на
античную тему. Скорей всего художник торопился, ведь императрица
тогда уделила ему всего один день для позирования.
Написан он был в 1774 году, а это был очень значимый год. Во-первых, он был значимый для Екатерины как для правительницы, потому что в этом году закончилась русско-турецкая война, победоносно для России. Но это был очень значимый год в её личной жизни. В этом году у нее начался роман с Григорием Александровичем Потёмкиным, который в том же году закончился тайным венчанием.
Наталья Бахарева, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа
Портрет Екатерины Второй поклонники живописи уже могли видеть на
выставке "Это сам Потёмкин" в Эрмитаже.
Можно любоваться этим своеобразным портретом Екатерины Великой. М привыкли к стандартным, но здесь он не совсем обычен. Можем поговорить и о непотизме, сын великого скульптора получил заказ не без помощи своей фамилии. Много о чем можно говорить и большое спасибо всем тем, кто этот проект придумал, создал, продолжает и мы будем с удовольствием делиться результатами.
Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа
"Великие женщины Российского Императорского двора" - долгосрочный проект Государственного Эрмитажа и Петербургского
нефтяного терминала. Он рассчитан на поддержку бизнесом
реставрационных работ и на исследование шедевров живописи из
запасников Эрмитажа.