Малая дорога жизни сыграла важнейшую роль в освобождении Ленинграда от фашистской блокады
Форты Кронштадта — мощные стражи Малой дороги жизни. Почти на всех в годы блокады располагались зенитные противодесантные батареи. Летом они оберегали корабли и суда, а зимой автоколонны, идущие по Ледовой трассе Финского залива.
У форта Великий князь Константин полуторки съезжали на ту часть ледовой дороги, что шла на Ораниенбаумский плацдарм, где в январе 1944 года началась наступательная операция «Январский гром». Везли боеприпасы, войска, продовольствие.
Передвигались корабли, суда, автотранспорт по ночам или под прикрытием дымовых завес немцы даже не обращали внимание, и когда начался обстрел с началом операции, они были ошарашены, что основой удар пришелся как раз с ораниенбаумского плацдарма и с батарей и фортов, судов Кронштадта.
Александр Еськов, краевед
Александр Еськов перед съемками репортажа сказал, что посвящает свой рассказ отцу Ивану Еськову. Он работал водителем на Малой дороге. В здании бывшего Сухарного завода располагались около сотни автомобили и гужевой транспорт. Водители и конюхи, ежедневно выходили в рейс с риском для жизни.
Ехали медленно, в ста метрах друг от друга. Как только видели промоины, объезжали, чтобы не попасть под лед. Тем не менее в первую зиму ,самую трудную, 1941-42 года под лед попали более 100 автомобилей.
Александр Еськов, краевед
Малая дорога жизни протяженностью примерно 25 километров имеет два участка: северный, от поселка Лисий нос до Кронштадта, и далее от гавани Литке на южный берег Финского залива.
Подступы к острову Котлин были заминированы, чтобы не допустить диверсий. Выход на лед — только через пункты пропуска. У одного из них сегодня стоит памятный знак.
Кронштадт бомбили круглосуточно. Цели — ледовая трасса, завод, арсенал.
Дом Евгении Синильниковой находился в самом эпицентре.
С началом блокады семье пришлось перебраться в бомбоубежище. Но несмотря на голод и бомбежки, уже в 1942 году Женя пошла в первый класс.
Писать было не на чем, букварей не было, крысы бегали и по партам — мы их не боялись — вши падали с головы, в школе нам давали дополнительное питание. Мы были в 1942 году уже все дистрофики.
Евгения Синильникова, житель блокадного Ленинграда
Норма выдачи хлеба в блокадном Кронштадте одно время была даже меньше, чем в Ленинграде. Не 125, а 100 граммов. И при этом всё гражданское население работало на нужды фронта.
Я уже приучена была стирать и кальсоны, и портянки, и всё воинское обмундирование.
Евгения Синильникова, житель блокадного Ленинграда
Евгения Синильникова всё живет в том же доме. Всю жизнь она проработала на Кронштадтском морском заводе. В годы блокады здесь ремонтировали корабли и суда, которые доставляли в навигацию артиллерию, боеприпасы, танки на Ораниенбаумский пятачок.
На морском заводе в годы блокады были отремонтированы сотни кораблей. Это и подводные лодки и крейсера и эсминцы и торпедные катера. Все, что получали повреждения, они ремонтировались здесь.
Александр Еськов, краевед
В Кронштадте работал и госпиталь. По Малой дороге жизни туда часто доставляли раненых красноармейцев. За годы Великой Отечественной в нем получили помощь более 30.000 человек.
Сюда же доставляли и гражданских лиц, которые были на грани жизни и смерти. Их здесь всех лечили, возвращали в строй и затем по ледовым трассам отправляли.
Александр Еськов, краевед
Самоотверженный труд жителей Кронштадта, трудившихся в том числе и на Ледовой трассе, стал той сильной поддержкой, которая помогла в января 1944 года осуществить наступательную операцию «Январский гром», в результате которой блокада Ленинграда была снята.