«Кочующий музей» из Якутии можно увидеть в Петербурге
Варвара Степанова играет на хомусе с восьми лет. После школы девушка посвятила ему четыре года — занималась в музыкальном колледже. А затем сама стала преподавателем.
Это наш национальный инструмент народа саха. У нас существует давно. Сначала был деревянный хомус, потом из кости делали хомус, теперь его делают из железа. Он бывает одноязычковый, как этот инструмент, и двухязычковый.
Варвара Степанова, преподаватель Якутского музыкального училища имени Марка Николаевича Жиркова
Якутские музыкальные инструменты отличаются своей простотой. Чаще всего это обычные бытовые предметы как детская погремушка. Рог коровы заполняли камешками, обтягивали кожей — и получился готовый инструмент.
Музыка якутов очень сакральная. Основные ее мотивы — общение с духами. Одних богов люди просят о помощи, а вот с другими ведут борьбу.
У якутов барабан имеет особенный, сакральный смысл: на нем играли, чтобы отпугивать злых духов, живущих под землей.
Но особенно выделяют якутскую музыку не инструменты. И даже не мотивы самих песен. Народы саха обладают особенным голосом.
Это этнический фальцетный призвук — кылгах. Этот призвук есть только у якутов. Допустим, у русских — частушка, это отличает ваш народ от другого народа. А у нас именно фальцетный призвук кылгах, есть только у якутов.
Мария Корнилова, руководитель проекта «Кочующий музей»
Межрегиональный проект «Кочующий музей» существует уже более десяти лет. Его цель — познакомить людей с культурой и традициями народов Севера.