Банки начали блокировать подозрительные переводы на два дня
— Имеются ваши данные, то есть это копия вашего паспорта, ИНН, а также нотариальная доверенность от вашего имени.
— Как, как доверенность?!
Чего только не придумают мошенники, чтобы добраться до виртуальных кошельков своих жертв. По данным Центробанка, за 2023 год россияне обогатили телефонных и интернет-аферистов почти на 16 миллиардов рублей. Большую часть средств вернуть, конечно, не удалось.
Правда, в ближайшее время ситуация должна измениться. С 25 июля этого года вступили в силу поправки, согласно которым банк отправителя должен будет вернуть полную сумму украденных средств в течение 30 дней после получения заявления от клиента.
Даром никто ничего, конечно, не отдаст. Здесь есть важное условие: деньги вернут, если банк отправителя допустил перевод средств на мошеннический счет, который находится в специальной базе Банка России.
Это база данных о случаях и попытках осуществления платежей без добровольного согласия плательщика — так называется база данных Банка России. Она сквозная, туда попадает информация со всех банков, от самого Центробанка, от МВД, и она каждый день пополняется. Информация в этом реестре позволяет заблокировать платеж на два дня и ни в коем случае его не осуществлять. Это даже, я бы сказала, не право, а обязанность банка.
Анна Затевахина, декан Международного банковского института
«Замораживать» планируют не только переводы по реквизитам из базы данных, но и другие подозрительные операции. Определяют их по шести пунктам. Три из них появились недавно. Задержать деньги могут, если система безопасности определила мошеннический перевод и если на получателя заведено уголовное дело. Также обращают внимание на данные сотового оператора, а именно: количество списаний и пополнений на лицевом счете абонента. Заморозка на два дня позволит всё обдумать и освободиться от чар мошенников. Пока не до конца ясно, как всё-таки будет работать система.
По-хорошему, конечно, банк должен отклонить платеж и вернуть деньги на счет. Может быть, произойдет ситуация просто заморозки, что платеж висит неподтвержденный со стороны банка. Такое бывает иногда, вы платежку отправляете, банк не проводит не подтверждает, деньги как бы подвисшие. Вот на это надо будет посмотреть, какие инструменты будут использовать банки.
Анна Затевахина, декан Международного банковского института
Банки и раньше проверяли подозрительные транзакции. Пользователи могли сталкиваться с возвратом средств и заморозкой перевода. Но теперь ответственность кредитно-финансовых организаций возросла. Терять деньги не хочет никто, поэтому проверки обещают стать более жесткими. Следовательно, увеличится нагрузка на систему. Регулярные переводы, например, от родителей детям, пострадать не должны, уверяют эксперты.
Как это отразится в общем на потребительском секторе? Ну, возможно будет сложнее, возможно будет чуть больше блокировок, потому что там установили такие неформальные лимиты, что платеж от 100 тысяч рублей попадает под проверку. Всё как и ранее было, просто возможно, что этих блокировок будет больше. Это дополнительная мера защиты населения.
Глеб Кокарев, эксперт по личным финансам
Пока систему не наладят, могут случаться сбои. Есть риск, что в базе данных Центробанка окажутся обычные люди, которые к аферистам отношения не имеют. Чтобы убрать свои данные из черного списка регулятора, физическим и юридическим лицам нужно будет обратиться с заявлением в кредитную организацию, клиентами которой они являются. Сделать это можно напрямую, на сайте Центробанка или через свой банк.