Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Анзор Музаев: поступающие в российские школы дети мигрантов должны знать русский язык

Дети мигрантов, которые поступают в российские школы, должны знать русский язык. По крайней мере, на таком уровне, чтобы изучать предметы. Об этом в беседе с РБК заявил руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев. Насколько данная мера необходима и актуальна и не нарушает ли она права иностранных школьников, попытался разобраться корреспондент ЛенТВ24 Егор Ильченко.

Хотите в Россию — готовьтесь к переезду основательно и ответственно еще на родине. В том числе учите русский язык. Будет проще всем: и тем, кто приехал, и тем, кто живет в России с самого рождения. Надо же всё-таки общаться, коммуницировать, да так, чтобы все друг друга понимали. А то получается, что согласно Конституции в России «каждый имеет право на образование», но в тот же момент в российских школах учатся и те, кто языка государства, в которое приехали, по сути не знают. Глава Рособрнадзора заявил: дети мигрантов, беря в руки учебники на русском, должны понимать, что там написано.

Я радикален. Если ты приезжаешь сюда с семьей и собираешься стать гражданином или временно жить, если ты хочешь, чтобы твои дети получали в этой стране образование, то они должны обладать определенным уровнем знания языка. Если брать Среднюю Азию, очень много выделено средств на строительство и функционирование русских школ и центров русского языка, поэтому дети из семей, переехавших на постоянное место жительства в Россию, прежде чем придут в школу, должны выучить язык.

Анзор Музаев, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

Около 12% детей мигрантов, которые посещают российские школы и детские сады, либо плохо знают русский язык, либо не владеют им вовсе. И это данные Минпросвещения. В свою очередь есть российские педагоги, которые в целом с заявлением главы Рособрнадзора согласны. Они добавляют, что особый вопрос в таких ситуациях вызывают родители не знающих русского языка детей.

Существуют отдельные школы, где это уже стало определенной проблемой, потому что действительно существуют ситуации, когда ребенок направляется в школу родителями, которые приехали из других стран, и он вообще не владеет языком. Он попадает в обычный класс, и, естественно, он не может получать качественное образование. А учитель, который должен обеспечить этим образованием целый класс, не может искать какой-то особенный подход, потому что он тоже его языка не знает. И создается странная ситуация. Мы здесь должны помнить одну простую вещь: в первую очередь ответственными за воспитание своего ребенка и за то, чтобы обеспечить его основным общим образованием, являются родители. И вот если они не обеспечивают своего ребенка, а просто его направляют в школу, чтобы он был чем-то занят, пока они работают, то это уже не забота и не воспитание, а что-то другое.

Иван Хеорхе, учитель истории и обществознания МБОУ «Гатчинская гимназия им. К. Д. Ушинского»

И всё-таки в Минпросвещения ранее отмечали, что, например, введение экзамена на знание русского языка при поступлении в образовательные учреждения нарушает права детей-иностранцев. С 3 августа прошлого года проводить языковую диагностику учеников в школах можно, и если уровень владения недостаточен, то ребенку-мигранту добавят дополнительные занятия, но из школы не отчислят.

К этой проблеме должно быть комплексное отношение. С одной стороны, да, ненормально, когда в классе оказываются дети, которые ничего не знают, не могут, им трудно осваивать тот материал, что рождает у них соответствующее отношение и к своим сверстникам, и сверстников к ним. Мы рождаем конфликт, но с другой стороны, было бы неправильно не заниматься теми детьми, которые с родителями въезжают в нашу страну. Надо создавать систему, систему подготовки этих детей к школе, их адаптации к обществу, их адаптации к культуре нашей и изучению русского языка, ведь на самом деле неслучайно в филологии, в русском языке есть русский язык как родной, есть русский язык как иностранный и есть русский язык как язык общения, и разные методики существуют для этого. Это уже не в первый проблема раз возникающая.

Станислав Еремеев, депутат Законодательного собрания Ленинградской области

В свою очередь некоторые эксперты отмечают: если ребенок не знает русский язык и теоретически вход в школу из-за этого ему будет закрыт, то эффект от такого ограничения может обернуться далеко не самыми приятными последствиями для России. Мол, ну станет он учиться за счет родителей неизвестно где и как, а потом что? Пройдет время, и появится в стране неинтегрированная молодежь, и таких детей будет много.

А если, скажем, начать тестировать на знание языка до въезда в Российскую Федерацию, то по трудовой миграции это ой как ударит. А готова ли к этому страна сейчас, спросим честно? Не проще ли для приехавшего иностранного ребенка организовать что-то вроде соцпрограммы? Некоторые подвижки в этом направлении уже есть.

Насколько мне известно, в городе Москва уже стартовал пилотный проект, когда будут некие диагностические центры, в которых можно будет пройти, скажем так, диагностику или экзамен на знание основ русского языка тем, кто приехал и собирается поступать в общероссийскую школу для обучения. И в рамках этого, естественно, если центр выдает соответствующее разрешение, то ребенок может пойти учиться в школу, то есть будет знать язык. В случае если этого нет, то при центрах будет организованы курсы по изучению русского языка для таких конкретных случаев.

Алексей Ломов, политолог

И всё бы хорошо, но хочется еще раз вспомнить слова президента в декабре 2023 года на заседании Совета по правам человека. Как отметил Владимир Путин, дети мигрантов, конечно же, должны учиться. Но это не должно приводить к ухудшению качества образования остальных учеников, то есть российских детей.

Теги: рособрнадзор школьное образование русский язык анзор музаев станислав еремеев
Лента новостей
Все новости